Привет! Меня зовут Янек! Это место игры в Метро: Исход. Место, где трата времени обретает смысл. Слушай внимательно. В мои руки попала прекрасная игра, от которой очень сложно оторваться. Дело здесь совсем не в том, что родные просторы пост советского пространства якобы греют душу. Мне вся серия Метро нравится со всем за другое - за карикатурность всего происходящего. Игра заставляет вспомнить, что когда то игры были играми, и за реализмом никто не гнался. Важней всего был игровой процесс. И с этим здесь всё в порядке. Ради ахриненного геймплея стоит играть в Метро: Исход.


В чём же заключается ахриненность игрового процесса? Спросите вы. Мой краткий ответ таков: фактически перед нами игра круче S.T.A.K.E.R.-а по всем фронтам, и этим всё сказано. Не хватает только поиска артефактов и своего Сидоровича. Это был краткий ответ. А далее поговорим подробнее.

После небольшого вступления игра отправляет на открытые просторы. Сначала вполне себе советская карта Волга, а после вполне себе американская карта Каспий в стиле безумного Макса. Учитывая, что безумный Каспий мне понравился больше, чем родные просторы Волги, нельзя утверждать, якобы Метро: Исход очаровывает исключительно пост советским пространством. Всё советское кругом не играет никакой роли. На первое место здесь встаёт сюжет, потом геймплей, а после всё остальное.

Взять хотя бы зоны обитания монстров и бандитов. Система жизни на больших картах напоминает хвалёную A-Life из S.T.A.K.E.R.-а, когда все пасутся по своим районам в ожидании, пока игрок явится за приключениями. Я лишний раз убеждаюсь, что срежиссированный мир намного более интересен для меня, как для игрока, чем полноценная кривая симуляция RDR2 или Far Cry 5. Метро: Исходу такой подход идёт на пользу. Причём лучшими моментами игры я уверенно называю именно те моменты, когда Метро пытается быть S.T.A.K.E.R.-ом. Это настолько круто, что, в принципе, сравнивать не с чем. Аналогов нет. Ты вроде просто бродишь, вроде должно быть скучно. Но нет. То на бандитов наткнёшься, то монстр неожиданно выпрыгнет, то записку найдёшь. Записки и аудиокассеты, кстати, очень важно читать и слушать. Дополнительная информация часто закрывает дыры в основном сюжете, либо указывает на место нахождение скрытых тайников.

Игра буквально на каждом шагу поощряет любопытных игроков. Здесь всё как в лучшие моменты S.T.A.K.E.R.-а, но с оговоркой: если в S.T.A.K.E.R.-е приходилось 70-80% времени уныло топать в другой край карты и больше ничем не заниматься, то в Метро: Исходе такой проблемы нет, искусственно не затягивается прохождение. Господа разработчики проблему бесполезной беготни по карте туда сюда решили очень простым образом. Ключевые зоны поместили близко друг от друга - это значит, что плотность событий возросла. Шаг влево - сайд квест на поиск мишки. Шаг назад - вернулся на сюжетную тропу. Шаг в право - обнаружил тайник с уникальной бронёй. Карты просторные, но это не мешает одновременно быть компактными. В итоге погружение в атмосферу имеет необратимый характер, оторваться нереально до самых финальных титров. Окружающая обстановка создана для игроков, всё работает на погружение. Каждый квадратный метр напичкан событиями.

Но что ещё круче погружает в атмосферу, так это тот момент, когда я обнаружил нелинейность. Окружающий мир вроде бы заскриптован, однако меняется в зависимости от действий игрока. Если всем помогаешь, всех спасаешь, дополнительные задания выполняешь, окружающий мир наполнится одними событиями. Если чихать хотел на окружающих, диалоги пропускаешь, то мир вокруг наполняется немного другими событиями. Конечно все события заскриптованы рукой режиссёра, но даже при таком подходе от игрока зависит довольно много. Чтобы понимали, о чём я толкую, пожалуй стоит показать парочку наглядных примеров. 

Карта Каспий. Пустыня из песка и пыли. Если просто бежать по сюжету, то различных мини историй будет мало, а игровой процесс покажется скучноватым. Собственно, первые пол часа на Каспии я чуть не уснул. Но потом круговорот событий взял меня в оборот, и теперь я считаю Каспий лучшим, что есть в Метро: Исходе. Главное здесь не бежать по сюжету, а исследовать. В это надо играть также, как играли в S.T.A.L.K.E.R. или Fallout: New Vegas, и тогда получите массу удовольствия. Как то пошёл Артём спать, автомобиль "буханку" припарковал недалеко. Утром просыпается, слышит как два бандита обсуждают буханку, а затем обнаруживают спальное место. Артёму приходится вступить в бой. Однако, если бы я пришёл спать в это место пешком, автомобиль оставил бы на другом конце карты, то данного события не случилось бы. Я проверял этот момент. Даже перезагружал сохранение. Понимаете, до каких мелочей срежиссирована игра. Подобных моментов миллион, если исследовать карту, не гнаться за сюжетом.

Другой пример. Я очень много катался на буханке и в итоге попал в засаду. Еду себе спокойно и бац - несколько бандитов разливают на дороге топливо или масло, а может нефть, поджигают, открывают стрельбу, я в последний момент среагировал, чудом объехал полыхающую огнём дорогу. Не могу точно сказать, чем было вызвано данное событие, но у моей сестры такого момента не было, когда она проходила Каспий. Каталась туда сюда такими же путями.

Также я знаю о моменте, когда едешь по сюжету, налетает буря, появляется автомобиль с бандитами и якобы это обязательный заскриптованный момент - пока их не убьёшь, буря не кончится. Так вот: этого момента у меня тоже не было, соответсвенно показать его не могу. Но были другие моменты. Как то началась буря ближе к железной дороге. Около каких то вагонов с бандюками. Я их незаметно оглушил по стелсу, затем буря кончилась и в мою сторону побежала стая мутантов. Это было неожиданно, надо признать. Это было. А бандитов на машине во время бури не было. Да и вообще много чего у меня не было, что было у других игроков. 

Увидел разрушенное здание, пусто, зашёл, спокойно собираю разбросанные припасы, необходимые для выживания. Вдруг вылезает стадо мутантов, на выстрелы реагируют бандиты барона, думают их грабят свои. А выход из здания всего один. Что хочешь, то и делай по среди дня. Однако западня очередная. Всё это заскриптовано? Безусловно. Но такие моменты оживляют игру сильнее, чем любая кривая симуляция жизни в других играх. Погружение в атмосферу выше некуда. Хорошей качественной режиссуры игрового процесса сегодня не хватает очень многим играм, а в Метро: Исходе с этим всё отлично. Главное не забывать, что игра поощряет любопытных. Чем больше суём нос во все щели игрового мира, тем больше игра вознаграждает новыми событиями, мини историями.

Огромную роль в оживлении мира, кстати, играет детально круто анимированный главный герой Артём. Смотреть как он крутит винтили, ползает на пузе, лезет по лестнице, жмякает различные кнопочки, гребёт вёслами на лодке, одно удовольствие кайф и наслаждение. Если бы не эти анимации, то Метро потеряла бы моментально минус 50% атмосферы. Причём анимации медленные, не быстрые, всё как в реальной жизни. Нет никакого убогого искусственного ускорения анимаций ради добавления динамики, как это бывает в других шутерах. Во-первых, чрезмерная динамика здесь не нужна. Во-вторых, быстрые анимации смотрелись бы не так реалистично, а это был бы огромный минус. Предыдущие две игры серии были анимированы заметно хуже, если сравнивать.

Про шикарно поставленные анимации общения персонажей между собой можно говорить очень долго. Словно вернулся во времена Half Life 2, когда во главе всего стоял красивый геймплей, а окружающая обстановка была карикатурной до невозможности, и этим ещё глубже окунали игрока в атмосферу, заставляя верить в реалистичность происходящего. Ты, как игрок, вроде понимаешь, что в реальности такое произойти скорее всего не может, люди так не общаются, руками так не двигают, так не ходят, но именно это способно очаровать любого. Ты смотришь на это, и тебе хочется верить в эту сказку.

Но и это ещё не всё. Я обычно в обзорах опускаю рассказ об оружии, но здесь устоять не смог хотя бы пару слов сказать. Стрелять просто жесть как приятно. Взял в руки калаш, и наслаждаюсь, кайфу нет предела. А интеллект ботов? Бандиты здесь знаете что умеют? Используют укрытия, ведут огонь на подавление, общаются между собой, обходят с фланга, могут потерять игрока из виду и начать поиск. И даже умеют сдаваться в плен. Интеллект просто бомба и один из лучших в шутерах за последнее время. Почему я так считаю? Всё очень просто. 

После прохождения Метро: Исхода я наконец решил поиграть в Far Cry 5 и афигел. Бандиты Far Cry-я пятого почти всегда атакуют в полный рост, укрытиями пользуются редко, отступать назад не умеют, инстинкта самосохранения нет, разве что по карте перемещаются резво - только успевай в тире расстреливать. Но что хуже всего, Far Cry 5 позволяет в яркий солнечный день по стелсу вырезать целые укреп районы, и хрен тебя кто заметит. Ну а ежели перестрелка началась, то все сразу знают о твоём местонахождении. Вы понимаете, насколько это бредово и смешно выглядит после того, как я только что поиграл в Метро: Исход? Раньше я не замечал, но в Far Cry 2-3-4 было всё тоже самое, по сути.

Многие ругают Метро: Исход за глупый интеллект, но я не понимаю - за что ругать? В других современных играх с этим делом всё намного хуже. Far Cry 5 доказательство моих слов - там вся сила врагов в том, что они давят игрока числом, идут напролом. Ничего другого не умеют. В Метро по среди дня тебе не позволят вырезать целый блокпост по стелсу, засекут моментально. Расстреливать как в тире тоже не получается, бандиты в Метро активно используют укрытия и взаимодействуют друг с другом. Бандиты не просто бегают, а делают это со смыслом, пусть даже иногда их действия кажутся глуповатыми. Но главное ведь не это. Главное, что вся глупость искусственного интеллекта в Метро имеет смысл, имеет хотя бы какую то логику.

Скажем, в Battlefield 3-4-5 интеллект слабый, постоянно бегает от укрытия к укрытию, чтобы игрок не заскучал, успевал перезаряжаться и стрелять, ни о чём не думать. Call of Duty последние тоже самое, вражеский интеллект просто бегает между укрытиями, иногда стреляет, никакой логики в этом нет. Просто куча игр в последнее время, в которых интеллект намного слабее, но при этом недостатки скрываются спец-эффектами. Метро: Исход, конечно, игра не идеальная в плане интеллекта врагов, однако здесь я действительно получил нереальное удовольствие от стрельбы за очень долгое время. Здесь не просто приятно стрелять, здесь приятно наблюдать за действиями противника, особенно это касается хардкорного уровня сложности, когда ближний бой на кулаках перестаёт быть имбой, а скорость реакции врагов повышается.

Остаётся только добавить, что ближе к финалу вновь возвращаемся в туннели метро, правда совсем  в другом городе. Не могу сказать, что я этому обрадовался, всё таки большую часть игры находился на поверхности. Однако в совокупности положительных и незначительных отрицательный моментов, я остался доволен. Тот редкий случай, когда финал истории сделан не просто качественно, а способен заставить, если не пустить слезу, то хотя бы просто опечалиться. О чём то задуматься. Хочется продолжения истории. Узнать, а что будет дальше? Подобное чувство возникает редко в играх, особенно в современных, и говорит оно об очень высоком уровне качества сюжетной составляющей. Последний раз я настолько сильно привязывался к персонажам (мне было не всё равно, что с ними станет), наверное, во времена первой Мафии. Когда бегут титры на экране, а я всё ещё не могу поверить, что история закончилась так печально логично и неправильно. Обычно в книжках и кино герой побеждает зло, а здесь всё не так однозначно.

Метро: Исход я категорически рекомендую всем и каждому. Такие игры выходят редко. Перед нами тот самый случай, когда я могу уверенно утверждать, что Метро: Исход не просто игра, а целое искусство. Игра с душой. Местами не ровная, где то квадратная, но это совсем не минус, а скорее уникальные отличительные черты, ни на что не похожие. Вы уж решайте сами, как оценивать игру, сколько баллов поставить, а от себя я ставлю твёрдые 10 баллов. Не потому, что это лучшая игра на свете, а потому что ничего круче в жанре пост апокалипсиса на данный момент не существует. А игр данной тематики я повидал немало за последние 20 лет.

Оставляйте в комментариях свежие мысли, а на этом у меня всё! Всем пока, и до новых встреч!
Автор: Янек Степанов
10.0
Финальная оценка
Metro Exodus очаровывает раз и навсегда. Игра прекрасна во всём. Отличный шутер, шикарный стелс, ахриненный сюжет, божественное дорожное приключение. Играть всем и каждому в обязательном порядке!
Загрузить еще
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Войти через: