обзор Mass Effect 3
| Видео | Дополнения | Другое |
Спустя пять лет после того, как BioWare отправили капитана Шепарда в путешествие по галактики, история про спасение разумной жизни от механических Жнецов завершилась грандиозным финалом. Как бы то ни было, сколько бы ни спорили, но игра задела всех и каждого. Сколько ни ругай разработчиков за неоднозначную концовку и местами кривую анимацию, нельзя отрицать, что это действительно достойное завершение фантастической трилогии о человеке, ставшем первым спектром человечества и единственной надеждой спасения галактики.
Первая игра серии была некой театральной постановкой о солдате альянса со Жнецами на заднем плане. Вторая игра стала сборником мрачных, но, тем не менее, интересных историй о разных персонажах. Третья же часть является историей окружающего мира, где подходят к логическому завершению все сюжетные линии, начатые в предыдущих играх серии. Нам показывают возвращение кварианцев на родную планету, откуда они были изгнаны гетами. Мы участвуем в завершающей стадии решения проблемы генофага, которым заражены кроганы. Встречаем старых новых персонажей и наконец, становимся свидетелями полномасштабного вторжения Жнецов. Собственно, к этому всё шло.
Чтобы вы понимали, почему далее по тексту моё мнение будет именно таким, каким будет, но не любым другим, нужно знать одно - за первые полчаса игры Mass Effect 3 сильно удивляет. Казалось бы, отличное начало, почти сразу превращается в неспешный "разгон", в котором мало "Mass Effect-а". Как бы странно это ни звучало, но следующие десять начальных "разгонных" часов являются, практически, чистым экшеном. В какой-то момент мне это напомнило обычное DLC к предыдущей части, но только что обновлённая боёвка устраняла такое ощущение. Поэтому моё мнение в данной статье больше основано на той части игры, которая начинается после слегка утомительного многочасового вступления. Непонятно, зачем BioWare понадобилось так делать, хотя и понимаю, что они таким образом как-то хотели привлечь новую аудиторию игроков. Получилось ли у них? Сказать затрудняюсь. Но факт таков: Mass Effect 3 начинается по-настоящему через десять часов после начала. И наконец становится тем, чего от неё ожидали.
Наконец-то, мир живёт!
Вы не поверите, но в игре появились живые города для исследований! Хотя нет, город всего один - Цитадель, но стоит он на много уровней выше всех вместе взятых городов из предыдущих частей. Все обитатели Цитадели более не стоят на месте, а постоянно передвигаются. Если раньше они умели только повторять одинаковые реплики, то теперь разговаривают друг с другом на разные темы. К тому же разговоры являются "бесконечным" источником дополнительных заданий. Вы как бы мимо проходили и краем уха услышали что-либо интересное, так сразу такая случайная информация становится очередным приключением. Выглядит всё это очень просто, но погружаемость в мир игры возрастает многократно.
Команда Шепарда также в накладе не осталась. Члены экипажа "нормандия" теперь время от времени сходят на "берег" отдохнуть. Цитадель большая и каждый находит занятие себе по интересу. Мы, естественно, можем к ним присоединиться и провести время вместе. Только будьте осторожны, в команде есть люди нетрадиционной сексуальной ориентации, которые тоже не прочь побыть с Шепардом наедине.
Кроме всего прочего разработчики отлично поработали над ощущением опасности и неминуемо приближающейся войны туда, где пока что мир, что отлично отражено на примере Цитадели. При каждом нашем возвращении с очередного опасного задания многое меняется. Прибывают беженцы, больница заполняется ранеными, появляются новые квесты и просто интересные истории. Всё настолько правильно сделано, что в какой-то момент замечаешь, что бегаешь по Цитадели несколько часов подряд. И это несмотря на то, что самих секторов, доступных для посещения, очень мало, да и размер их невелик.
Выживание в условиях апокалипсиса
Чтобы ни говорили, но предыдущие игры серии во многих своих аспектах имеют чересчур простую архитектуру. Взять хотя бы напарников, которых берём с собой на очередную миссию - раньше мы всегда выбирали тех, с которыми хотим провести время, а теперь наконец-то выбираем по их способностям. В случае пренебрежения подобной тактики многие бои превращаются в ад. Представьте, на вас движутся оперативники "цербера" со щитами, и в этот самый момент вы обнаруживаете, что в отряде Шепарда отсутствуют биотики - в Mass Effect 3 это серьёзная проблема, поскольку теперь против разных типов врагов эффективно могут сражаться только определённые классы. Причём правильная прокачка и умный подбор команды под каждое конкретное задание очень важно, особенно, если играете на тяжёлых уровнях сложности. В противном случае выжить бывает сложно.
Кстати, о выживании. Появились опасные противники, первая встреча с которыми часто заканчивается гибелью вашего протеже. Если разрекламированный BioWare мех "Атлас" достаточно быстро становится "игрушечным" препятствием, то "Баньши" - настоящий геморрой даже для высокоуровневого персонажа. Убивают в один момент. За исключением некоторых боссов, других достойных противников нет, однако же, и обычные враги могут похвастаться многим благодаря обновлённой боевой механике и улучшенному искусственному интеллекту. В этом смысле игра стала приятнее и удобнее, что ли.
Практически все локации намного увеличились в размерах, нежели были раньше. Порой встречаются просто огромные, чего в Mass Effect никогда не было. К тому же большинство боёв стали многоуровневыми. На месте больше не посидишь, а враги могут взяться откуда угодно: подлетают на челноках, спрыгивают с крыш зданий, лазают по лестницам или просто летают на двигателях своей брони этажом выше, либо ниже. Но и это ещё не всё, что имеет при себе Mass Effect 3 в своей шутерной стороне. На этот раз разработчики решили удивить великим многообразием видов врагов, совместив вместе количество и качество различных тактик боя, как противников, так и команды Шепарда. Здесь вам и обход вашего укрытия противниками с тыла, и атака в лобовую самыми сильными из них, и выкуривание вас гранатами, и использование дымовых заслонов, через которые ничего не видно - много всего есть... Если инженеров первыми не повалить, значит, понаставят турелей... Как-то приятнее играть стало, а сами бои требуют тактического мышления - иначе, иначе ты труп!
Аттракционы
Полностью исчезли нудные мини-игры, либо упрощены. Взлом замков теперь автоматический, сканирование планет 15-ти секундное, разве что время от времени от жнецов приходится драпать по карте галактики. Да, и зачем все эти сложности нужны были раньше? Тем более, что игроку можно предложить "тир", стоя за турелью, а также место водителя меха "Атлас". Так что исчезновение мини-игр, замедляющих наслаждение игрой, несёт только пользу, особенно, если взамен нам предложили много другого. Правда, жаль, что разработчики так и не вернули вездеход "Мако" как обещали, на котором проходили исследования планет в далёкой первой части. Ну, конечно, "Мако" в игре присутствует, но не в том виде, в котором хочется. Но зато вновь вернулась возможность модифицирования оружия, что тоже представляет некий интерес. А ещё интереснее - это появление вменяемого ближнего боя, и каждый класс персонажа дерётся по-своему. Шепард из-за укрытия спокойно схватывает врага, затем добивает уже на земле - тоже разнообразие. Поэтому не говорите, что в игре чего-нибудь стало мало. Хотя, если подумать, стало ничтожно мало сцен, когда на экране загорается значок хорошего, либо плохого действия, и тут же моментом нужно принять решение.
А теперь, внимание! Чего в серии никогда не было? Ладно, что бы ни подумали чего не того, скажу: раньше не было света от фонаря. Следовательно, не было уровней, где необходим фонарик. Да, теперь такое чудо есть. Шепард открыл свет, которым освещает путь в темноте. Ну, очень интересный аттракцион! И почему темнота отсутствовала раньше, не понимаю.
Часть единого целого
Как и прежде, с сюжетной точки зрения, Mass Effect 3 - ролевая игра. Нам часто нужно делать сложный выбор, только теперь от нашего выбора зависят судьбы целых народов галактики, а не только членов команды. Суть такова, что нам припомнят всё - начиная принятым решением по поводу "Рахни", заканчивая постановлением жирной точки во всех историях, сплетённых воедино вашими сохранениями предыдущих частей. Поэтому со своими старыми сохранениями играть намного круче, нежели будет игра без них. Иначе не встретите многих старых новых персонажей и потеряете море фана. Mass Effect 3 - всего лишь третья серия "фильма" и воспринимать её нужно только как часть единого целого всей трилогии. По сути, заключительная часть - это такое слайд шоу на 30-40 часов, где рассказывается обо всех предыдущих решениях и их последствиях.
Так почему же тогда многим не понравился финал с некоторым философским наклоном? Ведь мотивация жнецов объяснена. Действия цербера тоже понятны... Здесь всё просто. Причина недовольства концовкой заключается в том, что в момент наступления этой самой концовки появляется желание узнать: - а что дальше? А дальше ничего кроме титров нет. Не устраивать подобный финал вас будет до тех пор, пока не поймёте, что финалом является вся игра, но никак не концовка финала.
Mass Effect 3 - история о дружбе, любви, смерти, чудесных воскрешениях и о прекрасном звуке, который вытягивает, порой, откровенно плохие сцены. При всех своих достоинствах игра имеет множество недостатков и недопониманий как со стороны рядовых игроков, так и разработчиков. Но, как бы то ни было, финал получился воистину грандиозным.
Оценка дополнительно снижена на 0,5 баллов из за некоторого количества огрехов игры, которые раньше напрочь отсутствовали.