Игры знают историю - серия Total War
Игры - многие их относят к развлечениям или пустой трате времени. Часто видят в них зависимость и нежелательный контент, толкающий на преступления. Но мало кто замечает, что игры также способны обучать. А во многих за основу взят реальный исторический период из нашей с вами истории, или даже игра пытается донести до нас определённую мысль. Возможно, что игра создавалась только ради мысли, а всё остальное является фоном к знанию, которое совсем незаметно несёт нам игра.
В серии Total War вышло достаточно много игр. Далее перечислим их все. Кратко опишем знания, полученные из игры. А в конце подведём итог к объяснению или скорее одной мысли, где определим: достойна ли серия Total War быть дополнением к учебнику истории?
В 2000 году вышла первая часть серии. Она показала нам время великих самураев феодальной Японии периода Сенгоку Дзидай. В то время самураи являлись достаточно грозной силой, но уже должны были уважать порох и мощь огнестрельного оружия. Особенно часто игра цитировала книгу Сунь-Цзы "Искусство войны", где описывались стратегии ведения боя и были рекомендованы игрокам. Также вполне возможно, что многие впервые узнали, кто же такой Сёгун? Тем более, что целью игры было добиться титула Сёгуна.
В 2002 году вышла вторая часть серии. Игра затронула все стороны жизни государства и предлагала игроку создать династическую империю от Ближнего Востока и Северной Африки до Европы. Игра давала нам понять, насколько трудна жизнь правителя. Но это было только начало, поскольку тогда серия не могла показать нам историю красиво... Графика не позволяла. Хотя с другой стороны нам позволили поучаствовать в нелёгкой судьбе средневековой Европы.
Играем ради удовольствия, знания получаем, только не замечаем
Мы не можем оказаться в тех далёких временах также, как и понять необходимость знания прошлого. А отдыхать, играя в компьютерные игры всегда готовы. Поэтому, в частности, серия Total War заполняет пробелы в нашей голове знаний веков минувших. Интересный игровой процесс, подробное описание юнитов и построек, исторические события и личности - это то, что сделало приятным получать знания вместе с захватывающим игровым процессом. Конечно, отвлеклись немного, но чем дальше, тем больше и лучше становятся игры.
В 2004 году вышла римская часть серии. Игра была на новом движке, способном одновременно передавать в кадре сотни высокополигональных войнов. Графическая часть на то время была настолько хороша, что любой желающий мог рассмотреть блестящие доспехи римских войнов во всей красе. К тому же величественные города империи, их храмы, бани - всё это мы могли видеть в полном 3D отличного качества. Также игра предоставляла возможность прочитать историческую справку о любом виде войск, здания. Кроме всего прочего, мы участвовали в интересных реконструкциях реальных сражений той эпохи.
Конкретные даты и события игры приводить не буду. Скажу лишь, что это история о возвышении и рассвете Рима - великой империи. Не всё точно, и не очень подробно, но достаточно много мы узнали о могуществе римской империи именно из этой игры. И никакой учебник истории так наглядно, красиво и запоминающе не расскажет о том времени, когда расцветала огромная страна. В какой-то момент были покорены все земли вокруг средиземного моря...
Сегодня, конечно, косо народ смотрит на графику игры. Но тем не менее до сих пор играют. Я уверен, что современный учитель вполне мог бы на уроках истории по теме Римская Империя взять себе на заметку много интересного. Например рассказать о реальном сражении, а затем с учениками вмести пойти в компьютерный класс и попытаться выиграть это сражение в режиме исторической битвы Rome: Total War. Это так, мысли просто. Но таким образом изучать историю такого государства намного интереснее было бы. Так думаю не потому, что люблю игры. Просто Rome: Total War в своё время реально зацепила. Игра заставила интересоваться и изучать историю римской империи.
В 2006 году на свет явилась очередная часть серии, или по-другому: второе нашествие средневековья. Время кровавых войн, крестовых походов, святой инквизиции и сжигание еретиков. Таковым было время, и таким его показала нам игра. Medieval 2: Total War - не просто история, а целая энциклопедия - почти что учебник. Исторической информации столько, что по ней вполне реально издать отдельную книгу.
Приведу один пример. Многие сегодня знают, сколько злостного вреда и крови принесла миру папская церковь в те времена. Однако понять, насколько опасно было ссориться правителям государств с церковью, могут не все. И лишь игроки знали, что с ней нужно дружить. Игра наглядно показала, что случается с теми, кто шёл против Папы Римского. Это лишь частица огромной глыбы. Если же приводить все знания, которые даёт Medieval 2: Total War, то лучше сразу начать писать книгу, так как для статьи в ней чересчур много информации.
Что касается тех, кто с первых минут игры пошёл против Папы Римского, то тот сполна ощутил власть и жестокость церкви. Так и я поступил. Пережил немало крестовых походов на своё государство. Рассорился со всеми. Подсылал наёмных убийц к инквизиторам и Папе Римскому. Хотя это была только игра, но в реальности церковь действовала почти также.
Так что разгильдяи и лентяи, прогульщики истории. Школьники! Вы тоже кое-что знаете, если играли в игры серии Total War.
В 2009 году игра переезжает в 18-е столетие - эпоху революций и невероятных технологических открытий. Но Empire: Total War явилась самой исторически не достоверной игрой сериала. После первых нескольких ходов на глобальной карте, игра превращается всего лишь в огромную песочницу и теряет всякую привязку к истории. Однако не всё так плохо.
Разработчики нам предоставили отличную сюжетную кампанию за США - борьба за независимость. После установки последнего патча и выбора максимального уровня сложности с дрожью на кончиках пальцев, борьба за независимость и свободу приобретает такой накал, что один неверный манёвр войск - и нет США. К тому же американская армия очень слаба, по-сравнению с другими претендентами на земли нового света. Так было и в реальности, что отлично отражено в сюжетной кампании за независимость.
В 2010 году любой желающий получил возможность примерить на себе мундир Наполеона Бонапарта. И что? А вот что: то была настоящая и правдивая история, сюжет которой рассказывал нам о французском полководце и политике - императоре Франции Наполеоне Бонапарте. Существенная разница от исторической достоверности повествования заключается лишь в том, что солдаты Наполеона показываются всегда удалыми молодцами - красивыми солдатами армии французской. Только на самом деле его армия не всегда была грозной силой - в начале она имела вид голодраных, босых, грязных, падших духом солдат. Жаль, что этого игра не показала. Однако, игра есть игра - она не обязана быть полностью достоверной, но достаточно информативна и многое было и в реальности во времена Наполеона.
В 2011 году разработчики вновь вспомнили про Японию. Самая маленькая и одновременно самая большая и проработанная часть серии. Игру можно запускать только для того, чтобы полюбоваться японскими войнами или просто изучить энциклопедию, которая есть в игре. Больше ничего не добавлю только потому, что из-за маленькой глобальной карты мне не очень интересна именно эта игра. Да и история средневековой феодальной японии 16-го века меня мало интересует.
Последние мысли
Мы пронеслись сквозь время великих самураев, стали свидетелями рассвета и заката римской империи, участвовали в войнах наполеона и борьбе за независимость США. Обо всех этих событиях сегодня можно узнать не только из учебников истории или канала History Channel. Многие компьютерные игры не только развлекают, но и обучают в развлекательной манере. Конечно, не так подробно и точно как в учебниках, но зато более запоминающееся знание. Обучением и занималась каждая часть Total War.
Однозначно сказать можно только одно: игра не может в наши дни заменить учебник, но способна дополнить его и заинтересовать молодого игрока определённым периодом времени веков прошедших. Я считаю, что игры могут быть полезными, но только в том случае, если сам игрок не тупой балван с круглосуточно красными глазами. Игры не толкают к насилию и жестокости. Всё зависит от человека. Таково моё мнение...